О совести (Путь ко спасению)

Третья сторона человеческой жизни: Главные проявления духовной жизни: Думала, что это зависит от моей непривычки рассуждать, и взяла хорошую книгу, чтоб при помощи ее держать ум о дельном рассуждающим, — и тут то же. Ум все отбегает на сторону, и все к пустякам. Наконец, я и совсем задумалась — и где-где не была и каких историй не наплела. Кто-то из наших привел меня в себя вопросом:

Святитель Феофан Затворник: страх Божий и совесть заставят отказаться от старого и принять новое

Во время июльского обсуждения Вашей статьи о Нау идентифицировала страх Божий с совестью. Тогда Вы видимо не имели возможности прокомментировать это утверждение. Мне интересно все-таки, каково сходство и различие между этими двумя понятиями. Вообще есть смутное ощущение, что это совсем не одно и то же, хотя для меня в плане объяснений Кормильцева для Таты разницы нет.

И попутно, откуда же эта штука - совесть, берётся в людях, хотя у некоторых она довольно редко даёт о себе знать. При всей похожести, совершенно разные вещи.

По единодушному признанию святых отцов, страх Божий есть не что иное, А грех и порок, при хоть сколько-нибудь развитой совести.

Во время святой Четыредесятницы, когда православные христиане совершают подвиг говения, внимательного испытания своей совести, сугубой борьбы со страстями, мы решили побеседовать о благоговении. В беседе приняли участие: Отец Александр, расскажите, пожалуйста, что такое благоговение? Благоговение — это глубочайшее почтение, происходящее из страха Божия, ощущения присутствия Божия, величия Божия, осознания всеправедности, всесвятости, всесовершенства Господа нашего Иисуса Христа. Это неотъемлемое чувство христианина.

Оно неразрывно связано с покаянием, поскольку человек, имеющий страх Божий, имеющий благоговение, боится чем-либо прогневать, оскорбить Творца. Осознавая Божию всеправедность, всесвятость, он начинает видеть свои безчисленные грехи. Начало премудрости — страх Господень Пс. То есть когда человек искренне кается в своих согрешениях, он не может не благоговеть пред Богом, а из благоговения рождается уже спасительный Божий страх — источник жизни, хранитель и защитник души, корень всех добродетелей, — как называют его Святые Отцы.

Блаженный старец Паисий Эзнепидис — И. К сожалению, наше время характеризуется почти повсеместной утратой страха Божия и благоговения. Причем зачастую это происходит с людьми воцерковленными, мнящимися быть примерными православными христианами или даже имеющими священный сан. Какая уж тут демократия?!

Святитель Феофан Затворник.

Поиск Лекций Третья сторона человеческой жизни: Главные проявления духовной жизни: Думала, что это зависит от моей непривычки рассуждать, и взяла хорошую книгу, чтоб при помощи ее держать ум о дельном рассуждающим,- и тут то же. Ум все отбегает на сторону и все к пустякам.

В Святом Писании совесть именуется «соперником», так как она всегда Сначала чувствостыда, потомявный голос Божий – совести, затем страх.

Третья сторона человеческой жизни: Главные проявления духовной жизни: Думала, что это зависит от моей непривычки рассуждать, и взяла хорошую книгу, чтоб при помощи ее держать ум о дельном рассуждающим,- и тут то же. Ум все отбегает на сторону и все к пустякам. Наконец я и совсем задумалась - и где-где не была и каких историй не наплела. Кто-то из наших привел меня в себя вопросом: Так и всегда ведь бывало, но прежде я не обращала на это внимания.

Теперь вижу, и вижу, что сему не должно бы быть; но как же быть?

«Страх» и «совесть» Страстной седмицы

Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтоб он отпустил его, ответом на это было усиление работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: Точь в точь то же испытывает душа кающегося грешника. Но и враг не дремлет, и взгромождает в её ПОМЫСЛАХ горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи, — страх за своё благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь.

И бывает, что иной начавши только, тотчас и останавливается.

т.е. хочется украсть, солгать, но боюсь кары Божьей ) Вот о том-то я и писала. Не страх должен удерживать человека, а СОВЕСТЬ.

Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан в миру Георгий Васильевич Говоров, , был епископом Тамбовским, затем Владимирским, впоследствии оставил епископскую кафедру и жил в Вышенской пустыни затворником. Выдающийся духовный писатель, святитель Феофан составил толкования на воскресные Евангелия, на послания апостола Павла, на й псалом. Значительное место в его наследии занимают труды по нравственному богословию.

Известная нескольким поколениям православных читателей книга"Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Ожидаемая от сего польза После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке.

Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Всяко бывает - и это возможно.

Оптина Пустынь

Святые старцы говорили, что совесть -это естественный закон, вложенный Богом в сердце каждого человека при творении. Святой Тихон Задонский очень ярко сказал: Не туда идешь ты. Хочеши ли ты отомстить, повредить, или, что горше того, убить ближнего твоего?

После кончины владыки свт. Иоанна Шанхайского голландский православный священник писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца.

Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу! Правда, там последняя цель человека указана — в общении с Богом — и путь к ней изображен: Приложить бы только слово: Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет.

Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: Спрашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него? Но путь обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу, самое хождение путем закона Христова необходимо ли уже и будет успешно потому только, что мы возжелали сего?

Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?

И хотелось бы поговорить о тех чувствах которые возникают и спустя какое-то время гаснут в наших душах в эти дни ожидания Светлого Христова Воскресения. Во время предстояния на службах, или дома за чтением Священного Писания, или размышления о библейских событиях, мы ощущаем действительно насыщенную палитру чувств, которая затем конечно блекнет среди нашей суеты, но не исчезает. И потом когда мы уже остаемся наедине с собой среди ночной тишины, волна чувств возникает вновь и становится еще ярче, отчетливей, но и разнообразней.

Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели (82, ).

Отречемся от славолюбия и честолюбия! Не будем гоняться за почестями и санами, употреблять к снисканию их способы непозволительные и унизительные, сопряженные с попранием закона Божия, совести, блага ближних. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.

Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодною деятельностью. Этими ощущениями — в которых однако же вкушение надежды спасения — будь доволен. Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов. Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты духовной. Прозябающие от них легкость совести, благодатное утешение и радование.

Сокровищница духовной мудрости

Страх и совесть Страх и совесть обычно принято противопоставлять друг другу, как два взаимоисключающих понятия. Что лучше — хорошо питаться или иметь хорошее здоровье? Такое же противопоставление обнаруживается и в нашем отношении к закону и к тому, что нас побуждает его соблюдать. В данном случае, я говорю не о Законе Ветхозаветном, а о законах вообще.

Чем же является на самом деле страх Божий Для начала Когда инстинкт подавляет совесть, он перестает действовать в естественных пределах.

Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться Феофан Затворник 9. Третья сторона человеческой жизни: Главные проявления духовной жизни: Ум все отбегает на сторону и все к пустякам. Кто-то из наших привел меня в себя вопросом: Так и всегда ведь бывало, но прежде я не обращала на это внимания.

Страх Божий и его роль в познании Бога